Как нам обустроить медицину

#1

Господа, коллеги и друзья. Эта тема создана для того, что бы сперва выработать черновик документа с реформами медицины в нашей стране. Я надеюсь, что благодаря нашей общей работе, через консенсус и длительное обсуждение простой студенческий черновик превратится в проект серьезного документа, который затем, на другом сайте, будет оформлен юристами в качестве полноценного пакета реформ. Это имеет большое значение для движения, потому что движение без четкой программы это фикция.

За сим предлагаю к обсуждению черновик.

Итак, давайте рассмотрим довузовское образование будущего медика. После 9 класса он поступает в медицинский колледж, это обязательно. В медицинском колледже ему дается программа с упором на медицинскую теорию и туда же перекочуют все экономики, юриспруденции, латинские языки, математики, русские языки, истории, информатики, физики, истории медицин, которыми до сих пор пичкают студентов, отвлекая от более важных вещей. После двух лет школьник сдает свое ЕГЭ и подает документы в ВУЗ. Контрактная основа обучения сохранится. Количество бюджетных мест расширено по возможности.

Выработка программы обучения это слишком титаническая задача для нашего скромного форума, тут мы оставим пробел, но можно сделать насколько набросков. Так вся система будет поделена на 3 модуля. Базовый теоретический модуль, расширенный теоретический модуль, практический модуль. Базовый теоретический модуль будет включать в себя примерно 65% от нынешней программы. Основное внимание в нем будет уделено моментам, критически важным для диагностики внутри кабинета врача общей практики. Для инфекционных болезней это будет дифференциальная диагностика сыпей например или дифференциальная диагностика ОРВИ, а вот малярия, токсоплазмоз африканские геморрагические лихорадки отойдут на второй план. Практический модуль это курация и занятия с манекенами. Занятия длятся до 14:30 после чего студент может пойти домой или, например, работать в больнице чтобы получать необходимый стаж если он нацелен на работу в поликлинике. Расширенный модуль начинается после 14:30 и будет включать где-то 120% нынешней программы. Упор будет сделан в том числе на объяснение принципов доказательной медицины, даче понятия как работает наука и инструкции как опубликовать свою статью и искать информацию. Уже с 5 курса студенты должны быть вовлечены в научную деятельность. На 5 и 6 курсах студент сам выбирает себе расширенный модуль.

Пример расписания:

Цикл: Анатомия

Понедельник. Кабинет кафедры общей анатомии. 9:00-14:30 - базовый модуль “Анатомия” 14:30 - 18:30 - расширенный модуль “Анатомия”

Вторник. Кабинет центра симуляционного обучения. 9.00-11:30 - Практический модуль “занятия на манекенах” 12:00-14:30 - базовый модуль “Анатомия” 14:30 - 18:30 - расширенный модуль “Анатомия”

Среда. Кабинет. Кабинет кафедры общей анатомии. 9:00-14:30 - базовый модуль “Анатомия” 14:30 - 18:30 - расширенный модуль “Анатомия”

Четверг. ГКБ 123. 9:00-14:30 Практический модуль “Курация пациентов”

Пятница: Кабинет центра симуляционного обучения. 9.00-11:30 - Практический модуль “занятия на манекенах” 12:00-14:30 - базовый модуль “Анатомия” 14:30 - 18:30 - расширенный модуль “Анатомия”

Европейская система медобразования работает примерно так же за вычетом “расширенного модуля”.

Минутка юмора, отвлечёмся на вопросы гастрономические. В каждом вузе должна быть нормальная столовая, я сейчас не шучу, нет вот прям реально ходить и проверять, проверять меню, проверять цены, проверять санитарно-гигиеническое состояние. Студент в гипогликемии к обучению не способен. Сделайте как в Европе. Когда я стану министром здравоохранения (хахахаха) это будет мой первый указ.

Постдипломное образование

Итак, студент сдал экзамены и прошел все этапы аккредитации. Теперь он может пойти работать в поликлинику врачем общей практики, скорее всего он там уже итак дефакто давно работает если хотел. Либо второй путь - ординатура. Ординатура только бесплатная. Для поступления нужно набирать балы. За что их можно получить?

  1. Научные публикации - среднее количество балов
  2. Знание иностранных языков - небольшой бонус
  3. Вступительные экзамены - самое большое количество балов

Экзамен состоит из 2 частей - теста и устного собеседования. Желательно подобрать вопросы нестандартно, так чтобы на них мог ответить только тот, кто читал литературу не только входящую в программу. Обучение от 3 (терапевтические специальности) до 5 лет (хирургические). За время обучения ординатору платится стипендия. Программа ординатур это, опять таки, вопрос не нашей компетенции, но она должна включать в себя много практики и заимствовать все лучшее из европейских стандартов.

Реформа медицины

Давайте по пунктам.

1. Юридическая защита

Введение наконец во юридическую практику такого понятия как “врачебная ошибка” изгнание ментов из поликлиник и замена их специальной врачебной организацией, аналога американской, состоящей из врачей и врачей-юристов, которая будет заниматься рассмотрением врачебных дел, назовем ее, скажем “организация надзора за качеством оказания медицинской помощи ОНКП” На самом деле комиссия собирается уже сейчас, но это именно комиссия, которая собирается постфактум когда событие уже произошло. Для чего нам нужна отдельная централизованная ораганизация? Потому что ее функцию сейчас по факту берут главврачи, которые часто ангажировны в таких вопросах или хуже того, являются членами различным нацтональных диаспор.

2. Введение строгих протоколов лечения и оборудования камерами всех кабинетов.

Врач ведет пациентов не по протоколу - им непременно заинтересуется ОНКП, которое вызовет на ковер и еще раз объяснит недопустимость самодурства. К счастью никакие доносы тут не потребуются, с введение электронных историй болезни компьютер сам проверит истории за соответствие протоколам, спорные истории будут отправляться и рассматриваться ОНКП, сперва на первичном этапе, затем на вторичным с привлечением комиссии.

3. Частная практика

Снизить требование для лицензии, снизить налог на такую деятельность и выдача новых прав и возможностей для частных практикующих. Например возможность снять себе кабинет в поликлинике, как часто происходит в Европе.

4. Зарплаты.

Зарплаты врачей поликлиник должны быть не более чем на 15% ниже чем зарплаты специалиста (без надбавки за научную степень) разумеется это должны быть позитивные перемены, то есть не специалистам снизить, а поликлиницистам повысить.

На этом черновик пока что заканчивается.

И да.

Первое правило темы: ВСЕГДА читай то, что написал твой коллега полностью и постарайся понять его аргументы прежде чем писать в ответ.

5 Likes
#2

Медицинский колледж сразу вырезаем. У нас по всей стране есть СУНЦы, ФМШ, достаточно большой процент идёт оттуда в медицину. Или же разрешаем им поступать наравне с выпускниками “колледжа”. Сам колледж тоже не нужен. Потому что там останутся не очень хорошие преподаватели, которые обучают сестёр и фельдшеров. Уровень будет так себе. Просто при университетах должна быть медицинская школа, например, которая является первичным звеном подготовки врачей и прочих медицинских специалистов с ВО.

Но и тут есть проблема. В таком возрасте не многие понимают что такое медицина, да и наверняка их мысли о дальнейшей судьбе крайне размыты. Но они уже начали своё медицинское образование, и куда им дальше после него, если они вдруг к моменту поступления в ВУЗ передумают? Тут стоит подумать.

По поводу образования в университете — убрать старое советское дерьмо, которое не соотвествует современным международным требованиям. Предмет “топографическая анатомия” не является отдельным, а проходится в рамках дисциплины анатомия.

Только бесплатная ординатура — против. Если у человека есть средства на оплату ординатуры, то он имеет право её получить. Бесплатных ординатур не бывает. Это всё деньги налогоплательщиков. Вместо этого заведение, на базе которого идёт ординатура может самостоятельно проводить конкурс из своего бюджета, и по окончанию нанимать специалиста на работу к себе. Эти же заведения могут целенаправленно выдавать гранты и стипендии на учёбу в ВУЗе, но при условии, что сопровождают этого студента. Практики он проходит только там, материалы и клинические случаи предоставляются по первому требованию. Если нужна подработка — обязаны брать. 1-3 курсы в качестве помощника сестринского персонала, старше — только помощник врача. Таким образом лечебное учереждение готовит специалиста себе уже с первого курса, под ствои нужды, зная потребности региона и его обстановку.

Про введение строгих протоколов. Протоколы не всегда поспевают за актуальной медициной. Протоколы, посему, должны носить рекомендательный характер, и оставаться в рамках “правового обычая”. Почему так? Почитайте протоколы про острый мезентериальный тромбоз. Там описания уровня “ну хер знает, может оно, может не оно”. По такому протоколу любой общий или полостной хирург сядет за только первый год практики.

Зарплаты врачей поликлиник должны быть не более чем на 15% ниже чем зарплаты специалиста (без надбавки за научную степень) разумеется это должны быть позитивные перемены, то есть не специалистам снизить, а поликлиницистам повысить.

Где деньги, Зин? Из чего мы будем повышать им зарплату? То же я хочу сказать и про только “бесплатные” ординатуры с обязательной стипендией. И, наверняка, хотелось бы чтобы стипендия была достаточной для более-менее нормальной жизни ординатора, а не как сейчас. Поэтому моё предложение к этому: Ординатор — полноценный штатный врач. Просто ординатор. Для него имеется полноценная должностная инструкция, с перечнем функционала, ответсвенностью, правами. Ему выплачивается не стипендия, а зарплата. Она может зависеть от выполнения тех или иных должностных обязанностей. Да, таким образом, ещё в ординатуре можно “отработать” деньги, вложенные в неё, если студент не выиграл грант от того учреждения, которое предоставляет ему ординатуру. Так же следует расширить возможности для предоставления ординатуры многими частными компаниями.

Государство может только контролировать качество предоставляемого образования в этих местах. И отзывать лицензию на образовательные услуги в случае несоотвествия. В том числе у всех государственных учреждений.

Далее, финансирование здравоохранения должно осуществляться исключительно через страховки или же “ваучер”, который приобретается у страховых компаний.

А, ну и разумеется отмена государственных стипендий, президенстких стипендий (они не президенсткие, они налогоплательщиков), бюджетных мест. Деньги должны быть только от благотворительных фондов, меценатов, лечебных учреждений, частных клиник и центров, НИИ, государственные ГРАНТЫ, а не финансирование.

Для такой системы требуется реформа экономики в сторону огромной прозрачности, уменьшения налогового бремени. Каждый студент и ординатор должен знать на чьи деньги он получает образование. “Меня выучили за счёт такого-то центра. Они давали мне подработку, давали мне свежие материалы, а потом НАНЯЛИ к себе в ординатуру”.

Это же поспособствует более качественной оценке студентов, не по каким-то там абстрактным баллам за участие в КВНах и прочих комсомольских развлечениях, а как и по жестким и мягким компетенциям. Это позволит частникам создавать для себя кадры вот буквально с нуля, не возмущаясь потом “чему вас там учили шесть лет и в ординатуре?”. “Так вы меня и учили”. Плюс, у них появятся рычаги давления на ВУЗ:

“Мы за что деньги платим вам, чтобы вы им туфту про сифон в задницу от всех болезней рассказывали? Лечение бесплодия вагинальными суппозиториями из лечебной грязи? А ну быстро убрали, а то денег у вас не будет наших больше”.

1 Like
#3

Все привузовские учебные заведения и колледжи объединить в единую сеть довузовского образования с едиными программами. Проблема в том, что нам все равно никак не удастся решить проблему того, что молодежь не знает чего хочет. Остается смириться и минимизировать ущерб - наевшись медицины в системы довузовского образования он может быть и не пойдет в медицину. Кстати - для чего это все - для того, чтобы разгрузить вузовскую программу и убрать из нее не медицинские предметы. Без этого невозможно будет реализовать модульную систему обучения.

Как я уже говорил - составление программ это уже выходит из сферы нашей компетенции, но в целом да, топографическую анатомию объединить с обычной. Обычную и паталогическую физиологию можно объединить в рамках упрощенного модуля.

Аргумент за платные ординатуры - я все равно не соглашусь, но в этом вопросе склонен к компромиссу.

А вот по ведению протоколов категорически полностью и абсолютно не согласен. На мой взгляд уж лучше вести пациентов одинаково по устаревшим протоколам чем каждый сельский врач будет лечить пациентов кагоцелом а инфекционист гепатит С, прости господи, ГЕПАТОПРОТЕКТОРАМИ (реальный случай) Нет, я за строгое следование протоколам, но разумеется должен учитываться факт когда был изменен протокол, если за неделю до назначенного лечения это одно, а если мир уже два года лечить по-другому а какой-то врач решил выделиться и пролечил по своему - это залет и повод для разбирательства. Не согласен с протоколами - добро пожаловать в науку.

Деньги найдутся. Деньги находятся для кучи других целей. Во всяком случае к такому соотношению надо стремится. И кстати в Европе, в Испании по крайней мере, именно такая ситуация. Бесплатные резидентатуры, которые не то чтобы очень популярны так как дают мало преимуществ. По поводу ординатора и его денег - спорный вопрос, потому что опять таки медицинская теория и работа вещи слабо совместимые. Если мы добьемся того, что в вузе студент получит абсолютный полный набор теоретический знаний, то в ординатуру он действительно может прийти работать как на половину ставки.

И да, я абсолютно не освятил в документе тему страховой медицины потому что потрасяюще некомпетентен в этом вопросе.

2 Likes
#4

Коллега, вы редкостный фантазер. Чтобы что-то реформировать, желательно разобраться, как оно работает.
Я такого лютого прожектерства давно не читал, получил большое удовольствие, спасибо.

2 Likes
#5

Возможно это так. Я не претендую на роль мессии, но с чего то же надо начинать. То как сейчас идут реформы медицины ведут ее в тупик. Качество первичного амбулаторного звена падает на глазах а число специалистов сокращается. Таким образом очень скоро мы получил медицину уровня Верхней Вольты.

Мы должны с чего то начать, пусть даже с глупости и фантазий.

1 Like
#6

Ты сказал, и твои слова отозвались в моем сердце. Надеюсь, ты найдешь единомышленников, потому что я чувствую, что этот тред станет былинным.
Чюмною я посоветовал бы пригласить данного коллегу на грядущую беседу с П.Я. Брандом. Ваш гость получит истинное удовольствие, равно как и слушатели.

#7

Боюсь, что дебаты мы пока не проводим, а с гостем беседует интервьюер.

#8

Отличная мотивация для человека, желающего стать специалистом. Тратишь несколько лет на дополнительное обучение? На тебя возложена гораздо большая ответственность?
Вот тебе 15 процентов от зарплаты Вопа. Очень хорошо.

1 Like
#9

А вообще у меня предложение. То есть не у меня, прочитал на Фейсбуке.

Нужно сделать всего лишь одно преобразование, и вся система сразу заработает как часы.

Нужно запретить лечить ОРВИ. От ОРВИ не умирают. Его не нужно лечить. Огромные ресурсы терапевтов высвободятся для наблюдения за реальными больными. Стационары сразу разгрузятся, у врачей появится время и силы на клиническое мышление и чтение аптудейта и сцихаба.

1 Like
#11

Статус, путь в науку, лучше условия труда. Поликлиницист это пролетарий мелицины, а специалист это инженер.

#12

Грипп тоже орви.

#13

И как же вы лечите грипп?

#14

Осельтамивир.

#15

Это, конечно, интересно, но может быть я слепой, однако я не увидел вполне логичного пункта про кары небесные за воспрепятствование оказанию первой помощи и прочие радости жизни.

#16

Серьезно? Вот так вот пришли, фонендоскопом потрогали, бах - пожалуйте, рецептик на осельтамивир.

#17

Прошу вас подробнее высказаться на эту тему.

#18

Воспрепятствование оказанию первой помощи?
Срочно пишите Бастрыкину, ему такая формулировка точно понравится!

#19

Если человек с плохим анамнезом подхватить в больнице грипп, вы его провели тест РЭД плюс увидели характерный симптомокомплекс, то вы его ничем лечить не будете?

#20

Программа очень и очень хорошая но есть несколько “но”
Во-первых, бюджет. На такую большую страну это просто заоблачные деньги. Взять только камеры и установить в каждый кабинет - это почти нереально. + привлечение специалистов по техобслуживанию, это дополнительные траты
Во-вторых, что делать с теми специалистами которые уже работают? Переобучать под новые нормы?
ну ладно, это можно решить
но третье - это менталитет. пока врачей будут мутузить на ту же самую камеру, смысл их ставить?

#21

Да так-то подумать, и помимо гриппа есть куча болезней в группе ОРВИ, либо из нее закономерно проистекающих, либо под нее маскирующихся, которые требуют лечения.
Вот только ресурсы уходят не на настоящие болезни, а на ОРВИ.