Маразм отечественного образования

#1

В данном треде я бы хотел предложить обсудить то, что лично вас раздражало во время обучения. То, что никаким образом не способствует качеству образования, но активно насаждается. Я начну.

Колпаки на лекциях

Серьезно, зачем? В чем смысл? В РостГМУ на лекциях по физиологии, нормальной анатомии, хирургии и ряде других ношение колпака на лекциях было обязательным. Я ещё могу понять смысл этого на занятиях по анатомии, чтобы волосы не попали на препарат, но зачем на лекциях? Никакого смысла, кроме как унизить студентов пародией на дисциплину, здесь нет. Если есть, то готов выслушать возражения.

4 Likes
#2

Адово бесят халаты на лекциях. И на парах уровня истории/педагогики/физики (зачем?). Они пачкаются, мнутся, становятся похожи на мусор. Окей, когда ты идёшь в отделение. Не окей сидеть на лекции, как дурак в халате.

5 Likes
#3

Закончил всего один курс, но уже накопил достаточно негативного опыта. Учусь на педиатрическом факультете, дальше список самого возмутительного по убыванию:

  • Педагогика, которая в теории должна была тесно переплетаться с психологией и вместе с ней синтезироваться во что-то, что позволит лучше понимать детей и проще находить с ними общий язык, на самом деле превратилась в сущий ад из-за того, что к каждому семинарскому занятию приходилось зазубривать ОГРОМНОЕ количество теоретического материала (иногда даже больше, чем по анатомии) и знать его ДОСЛОВНО. Кроме того, на занятиях творился совершеннейший абсурд: преподаватель игнонировал желающих ответить и спрашивал по списку и по итогу занятия ставил двойки тем, кто ответил (кого он спросил) всего один раз. Двойка = отработка. На отработке опрос происходит жестче, чем на семинаре. Если заваливаешь отработку (95%), идешь в учебный центр брать дополнительную ПЛАТНУЮ. То есть, фактически, у студента, который в свое свободное время занимался фундаментальными медицинскими дисциплинами вместо педагогики не было выбора, кроме как платить за зачет.
  • Политика центров по воспитательной работе, ректоратов, деканатов… по поддержанию “имиджа” студента-медика в обществе. Здесь не буду подробно расписывать, напишу о двух случаях: одну студентку моего ВУЗа грозились отчислить за то, что она выложила фотографию в купальнике в своем закрытом (!) инстаграме; вашу группу могут снять с занятий для того, чтобы вы отстояли службу в храме. Думайте сами.
  • Фифа-2018. Тут без лишних слов: нам сократили учебную программу на 2 месяца, а контрольные мы писали по все той же полной. Причем поставили перед выбором: либо соглашаетесь с той оценкой, которая у вас выходит, но на балл меньше, либо отправляетесь на экзамен и все, что вам не успели преподать - доучиваете сами.
  • Практика. Мыть, мыть и еще раз мыть. Полы, плинтуса, гардины, подоконники, ручки холодильников… вместо приобретения необходимых и полезных практических навыков мы просто впустую растрачиваем свое время и силы.
  • Клинические практические занятия. В качестве преподавателей - врачи-специалисты самой высокой квалификации, семинары на базе областных больниц - на деле у врачей либо дежурство, и они работают с больными, либо пересеклось расписание, и у них сейчас курс постарше.
5 Likes
#4

Кстати об отработках. Мне одному кажется, что это больше для унижения нежели для того, чтобы проверить знания студента? Ведь отработку просто так нельзя взять, нужно идти в деканат, стоять в очереди, а потом ещё приходить в назначенное время и ловить преподавателя. Вся система абсолютно не оптимизирована для того, чтобы эффективно справляться с задачей контроля знаний студентов. Но… может быть так и задумано?

3 Likes
#5
  1. Тесты. Просто сраные тесты по 400, а то и до 2000 вопросов, которые тупо надо вызубрить. И всегда есть файл с ответами, который либо сливают лаборанты, либо полкурса собирает этот файл со скринов с тренировочных, тратя невъебенное количество времени на это, на зубрежку тестов и получая на выходе АБСОЛЮТНЫЙ НОЛЬ. Я думаю, нормальным людям не надо объяснять, насколько тупые тесты сейчас составляются и что это никак не показывает объективно знания. Для многих преподов оценка за тест это святой показатель. А также благое дело поставить на экзамене на 1-2 балла ниже реального ответа, потому что ты не успел вызубрить ночью 2000 вопросов экзаменационного теста. Ситуационные задачи встречаются в 10% учебного времени. А уж сходить к пациентам и реально что-то поделать - того меньше.
  2. Тупое сидение на парах. Чаще на клинических дисциплинах. Приходит препод (хорошо если не через час после начала) и такой: ой ну я пошел. И уходит. Иногда возвращаясь на 5 минут чтобы дать тупое задание прочитать абзац, законспектировать учебник или нарисовать схему на доске. Мы что, в каменном веке? Тупо посидеть, почитать или поконспектировать я и дома могу. Да, они врачи, да им насрать, да времени нет и зарплата говно. Но зачем мне тогда ОБЯЗАТЕЛЬНО посещать эти пары? Или тупо сиди, причем циклами, месяцами подряд и ищи себе сам конструктивное занятие, или отработки в твое личное время. КПД 0%
  3. Много ещё можно сказать. И бубнящие по методичке лекторы, и неадекватные на всю голову, застрявшие в совке преподы. И развалившееся все, что нужно для учебы, кроме пациентов, к которым пускают редко. И преподавание гомеопатии в вузах. И мероприятия с обязательным посещением, типа 9 мая. Но вообще есть и хорошего много. Просто надо учиться игнорировать все это дерьмо и использовать время на пользу.
6 Likes
#6

2 Пункт особенно примечателен бывает тем, что за опоздание на пару, на которую препод по клинической дисциплине приходит в 8:00 на 5 мин и за полчаса до конца занятия-в 11:30, могут послать на отработку, на 4 часа.

2 Likes
#7

Но в моём универе как-то в большей степени всё демократично. За отработками не надо идти в деканат, никаких обязательных посещений мероприятий; халат вообще редко одевается, шапочки требуют только 2 препода, один по биохимии, другой по топографической анатомии; материал, по которому проходит обучение-клинические рекомендации. Если не согласен с преподавателем, чаще всего, можно оспорить. Да, бывают исключения, но такие исключения достаточно перетерпеть, хотя бывает, что врач, к которому тебя прицепил преподаватель, расскажет тебе гораздо больше и по профилю, чем сам препод.

1 Like
#8
  • [фамилия студента] во сколько начинается занятие?!
  • в 8 30
  • а сейчас сколько?
  • 8 30
  • 8 часов, 30 минут и 32 секунды! [Фамилия студента], вы вообще на врача учитесь или на кого? Вы к пациентам на прием так же опаздывать будете?
  • Но…
  • Поезжайте за отработкой в деканат, все, до свидания.
2 Likes
#9

“Во сколько начинается занятие?!
В 8:00
А сейчас сколько?
7:55
Вы должны быть уже в халате и ожидать приёма! На отработку!”

Да, вы наверное думаете, что это маразм старого врача-терапевта-препода? Нет, человеку около 30, зато истеричка с ЧСВ овер 100500, но это единичный случай.

2 Likes
#10

У нас, скорее, все студенты очень расслабленные. От нас требуют хотя бы примерно что-то понимать. Университет, где, ни разу не ответив на хорошую оценку, ты можешь прийти на экзамен и выйти оттуда спокойно с тройкой. Отчисляют только совсем дурачков.
За два курса колпаки требовали на занятиях по анатомии и иногда на физиологии, смотря кто вёл предмет. С отработками тоже всё круто, хотя в последнем семестре ввели такую систему: нет уважительной причины – пиши реферат, приноси на отработку (его никто не читает, если что) и отрабатывай то, что пропустил. Приходить на отработку по записи у лаборанта или, нигде не записываясь, просто в назначенное время и место (см. на стенде кафедры).
Разрешили студентам на 15 минут опаздывать на занятие. На лекции обычно подтягиваются все ко второй половине, либо говорят старосте, чтобы “не отмечала”, хе-хе. Хотя, посещаемость на лекциях ни на что не влияет. Да, пугают дополнительными вопросами на экзамене, но пока ещё никто из студентов не говорил, чтобы ему что-то задавали дополнительно.
Но это только первые два курса. С третьего, говорят, веселее учиться :3

1 Like
#11

У нас допуски к отработкам в деканате брали только совсем отбитые товарищи, которых просто не хотели без них (да и с ними по большому счету) видеть на кафедре. Для всех остальных суббота была отдельным днём для отработок. Расписание было составлено по пятидневке. Те кто все скрупулёзно посещал - могли поспать в заслуженный выходной, а прогульщиков с 9 утра все кафедры ждали на отработку.

2 Likes
#12

Тема колпака настолько часто всплывает в медач-дискурсе, что я начинаю подумывать о некоем анализе. Нет ли здесь следов тщательно подавляемых воспоминаний о травме?

Но белый высокий накрахмаленный колпак - слишком фрейдистский образ, чтобы всерьез его анализировать.

Вспомним, например, классический кейс со сном о белой лошади…

3 Likes
#13

Иногда сигара – это просто сигара

4 Likes
#14

Не знаю, в каких медах вы это находите. Шапочки, как помню, носили онли в анатомичке/гисте, ну и на хир.кафедрах. В деканат ты ходил не за отработками, а за разрешением посещать занятия ( когда пропустил 3 и больше дня из цикла ). По поводу практики : после 2 курса только и делал, что учился делать уколы ; после 3 учили ставить и расшифровывать ЭКГ, после 4 побывал на операциях, что-то даже шил, и только после 5 курса практику я благополучно просидел дома

1 Like
#15

Хм… У нас в принципе все тоже самое, что и у выше упомянутых комментариях)
Есть только небольшие различия:

  1. Отработки бесплатные, НО, только лишь месяц. Пропустил занятие, отработать можешь бесплатно, либо у своего преподавателя, либо у дежурного, по истечении срока будь любезен в деканат и оплатить пропуск пары.
  2. были запары с кафедрой фармакологии. больше 4 студентам практически никто не ставил, даже если весь учебник Аляутдина зазубришь, не получишь ты оценки выше.
  3. Шапочки заставляли надевать практически всегда, на каждой фундаментальной дисциплине могли попросить застегнуть халаты и надеть шапочку.
  4. Были очень неприятные и ужасно невыносимые моменты о которых лучше я умолчу, либо кому интересно могу рассказать в личные сообщения)
#16

А с уважительной причиной это как? Показать преподу, например, справку из больницы, или через деканат?

#17

У нас уважительной причиной считалась справка из больницы, свадьба, какие-то университетские или научные мероприятия и прочее подобное. Отработки были бесплатные даже если пришел через полгода с момента пропуска, но система рейтинговая и по неуважительной причине спустя две недели с момента пропуска за каждую последующую неделю минусовали по 0,5 из рейтинга.

#18

Просто у нас в остальном - как у @Lestwa, но бесит пропускать из-за того, что и по уважительной причине нужно именно справку из деканата.
Ты приносить в деканат справку из больнички/документ что был на конфе/ещё что-то, заявления что был на свадьбе/похоронах и тд.
И только потом от деканата получаешь непосредственно справку, которую можешь предоставить преподавателю. Очень неудобно.

#19

В каком универе учитесь?

#20

@citrus, по описанию очень похоже на омский мед

1 Like